Молодежь и религия

Каратаев Адильхан Сабыржанович
студент 2 курса специальности Фермерское хозяйство, тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
КГПК «Карасуский сельскохозяйственный колледж» Управления образования акимата Костанайской области
Научный руководитель: преподаватель истории
Искаков Кайржан Малигаждарович

Молодежь и религия

 

Во все времена религия играла важную роль в развитии государства и общества. В новом тысячелетии ее роль еще более возросла.

В Казахстане растет интерес населения к религиозной жизни. В нашей стране в мире и согласии проживают представители различных вероучений. Межнациональные и многоконфессиональные отношения в Казахстане являются примером для всего мира. Выступая на IIСъезде лидеров мировых и традиционных религий, наш Президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия- это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене ». В то же время реальность показывает, что не все в нашем доме имеет положительный оттенок. По данным социологических исследований в стране увеличивается число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям, и в целом, государству. Есть случаи проникновения в страну приверженцев деструктивных религиозной идеологии. Об этом свидетельствуют теракты в Актобе, Атырау, Таразе. Идеологи экстремизма и терроризма используя религию сумели оказать деструктивное влияние на умы определенных слоев населения. В этом смысле, именно молодежь, как особая группа общества, стала удобной мишенью для деструктивной религиозной пропаганды. Роль и значение религии в молодежной среде не потеряла своей актуальности, а в последнее время приобрела особое значение в свете угроз безопасности со стороны экстремистских организаций и деструктивных течений, как в мире целом, так и в стране.

Роль духовно-нравственного воспитания молодежи в современном обществе возрастает, если учитывать то, что крупные экстремистские и террористические организации в основном состоят из молодежи. Турецкий мыслитель современности Фатхллах Гюлен сказал: «Молодежь означает все. Народ, не имеющий своей молодежи, обречен, то есть, живым можно назвать только то общество, в жизни которого молодежь, вооруженная высокими идеями и нравственностью, принимает активное участие. Такая нация обладает способностью к построению все новых и новых цивилизаций. А если выйдет наоборот, то и результат окажется противоположным. В таком случае наиболее важным фактором возрождения и возвышения нации является молодежь. Только люди с глубокой верой смогут построить счастливый мир, и только они будут обладать правом на счастливую жизни. Молодежь способна как возвеличить, так и унизить свой народ. И благодаря своей молодежи он либо умирает, либо возрождается к жизни».

В нашей стране уделяется большое внимание воспитанию молодежи, создаются благоприятные условия для формирования физически и духовно здорового и полноценного подрастающего поколения. Это должны понимать те, кто занимается воспитанием молодежи, в первую очередь это, конечно же, родители и педагоги, потому что основа мировоззрения, отношение формирующего человека к реальности, закладывается в пору детства, отрочества и юношества. Великий Абай в своем труде «Слова назидания» подчеркнул : «Человек- дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Роль в духовно-нравственном воспитании молодого поколения имеют имамы, священники и, в целом, духовные авторитеты, потому что поверхностный интерес молодежи к религии может привести к слабой религиозной информированности, что повышает возможность распространения среди них вероучения новых религиозных течений, имеющих молодежную направленность и которая является для них социальной базой и резервом для роста. Важно донести до молодежи , что ислам является религией мира, добра и любви, что ислам- одна из трех монотеистических религий, что христианство, иудаизм и ислам тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же бога. Академик Валерия Прохорова, принявшая ислам, переводчик Корана, говорит: «Я не меняла веру, ибо вера в Всевышнего по сути, одна - у всех: иудеев, христиан, мусульман, буддистов». Священнослужители, преподаватели проводят большую работу по продвижению идей необходимости служения Родине, верности и преданности ее историческим, духовным и культурным идеалам. Они акцентируют внимание молодежи на том, что сегодня сложился стереотип о связи ислама с такими понятиями, как ваххабизм, фундаментализм, экстремизм и терроризм. Течения ничего общего с истинной религией не имеют, поскольку ислам не учит унижать и оскорблять, применять силу против других религий. Религиозное воспитание формирует в человеке понятия чести, достоинства, совести, любви к родине и т.д.

Однозначно, что патриотизм проявляется в каждодневных поступках в деятельности наших граждан. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", к своему аулу, селу, поселку, городу, столице, патриотические чувства, пройдя через целый ряд сложных этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной и искренней любви к своей Родине.

Сегодня удельный вес молодежи в Казахстане в возрасте от 14 до 29 лет составляет 28 % от общей численности населения. При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56 %, над сельской частью, которая составляет 44%. Социологические исследования показывают, что большинство молодежи являются приверженцами традиционных конфессий. Несмотря на участившиеся случаи перехода молодых казахстанцев из одной конфессии в другую, большинство молодежи являются приверженцами ислама и православия. Молодежь считает, что все без исключения религии, как традиционные, так и новые должны иметь равные права и развиваться на территории Казахстана абсолютно свободно, но государство должно пресекать религиозные учения, пропагандирующие насилие и религиозную нетерпимость.

Результаты социологических исследований показывают сле­дующую картину: Во-первых, динамику роста религиозной идентификации среди молодого по­коления. Во-вторых, большинство молодых являются приверженцами ислама и право­славия. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной рели­гии (около 97% населения, 70,2% к исламу, 26,2% к христианству), лишь 3% опра­шиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос. В-третьих, религиозность молодых носит диффузный, поверхностный харак­тер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении и знании религиозных обрядов и достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Кроме того, результаты исследований подтверж­дают преобладание подхода, при котором отнесение себя к той или иной конфессии определяется национально-культурной традицией (казах – значит мусульманин, рус­ский – значит православный). По данным опроса 58,5% молодых указали, что исповедуют религию с рождения. Эта особенность была отмечена еще в 2000 г. и имеет тенденцию сохраняться по настоящее время. В-четвертых, молодые люди позитивно оценивают роль религии в обществе, отмечая необходимость усиления ее роли.

Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом сегодняшнего поколения молодых людей. Основным принципом для достижения межконфессионального и межэтнического понимания должно стать воспитание толерантности в молодёжной среде.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Сейчас толерантность используется несколько широко, но исходное значение слова «толерантность» связана с религиозной терпимостью.

Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции общества. Религиозная толерантность – это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

Религия испокон веков была и остаётся фактором, объединяющим или раскалывающим общества.Религиозная нетерпимостьдаже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

Вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств. Для воплощения идей мира и взаимопонимания между народами и странами, в 1998 году в Стамбуле была создана Международная организация «Платформа Диалог Евразия». Известные всему миру личности открыли организацию и помогли ей встать на ноги для дальнейшего развития. С первых дней деятельности платформа успешно ведет свою деятельность с целью взаимосвязи и интеграции языков и религий, наций и культур. В апреле 2010 года в Астане прошел форум этой организации, посвященный проблемам молодежи. Выступая перед участниками форума Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев сказал, что «мы выступаем за сохранение этнических уникальностей и политических независимостей стран участников на основе общих ценностей и культурного и языкового многообразия». На протяжении многих лет народ Казахстана, обогащенный духовным наследием различных этносов и вероисповеданий, впитал в себя такие качества как толерантность, веротерпимость и ярко выраженную способность к восприятию нового. По оценкам экспертов, только за последнее столетие в Казахстан переселилось более 5 миллионов человек, все они были приняты с радушием на гостеприимной казахской земле. В общем доме под называнием Казахстан одной большой семьей живут представители 140 национальностей и 40 конфессий. Это стало возможным благодаря тому, что с первых дней независимости, гармонизация межэтнических и межконфессиальных отношений стало для Казахстана стержнем всей внутренней политики государства. На высшем законодательном уровне были закреплены незыблемые принципы равенства граждан вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности , а также запрещены любые действия, направленные на разжигания межнациональной и межрелигиозной розни и создания политических партий на национальной и религиозной основе.

В целях укрепления межнационального диалога, а также обеспечение участия различных этносов в проводимой государством политики, в 1995 году по инициативе Главы государства, в стране был создан уникальный институт- Ассамблея народа Казахстан. За прошедшие годы ассамблея стала своеобразным порталом, посредствам которого представители многочисленных этнокультурных объединений республики проводили свои инициативы по сохранению межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Казахстан, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

-уважение к человеческому достоинству;

-проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;

-чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

- отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

-потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

- управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;

-стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

Основная часть казахстанской молодежи получила и получает правильное воспитание; она патриотична и духовна, физически и психологически сильна и здорова. В стране создаются все условия для реализации пытливой, романтичной натуры молодежи, а также решения ее социальных проблем. Наша молодежь весьма прогрессивна, она овладела всеми современными технологическими средствами, не уступает в интеллектуальных возможностях молодежи любой другой страны мира. Молодежи надо быть предельно внимательной и осторожной в выборе духовных наставников. Не принимать слепо призывы лжепроповедников, взвешенно и рационально обдумывать каждые свои действия и шаги, преломлять их через призму законности и установленных в обществе норм поведения и морали.

Литература и источники:

1.Журнал «Руханият» №7 г. Алматы. 2003г.

2.Молодежь и религия в Казахстане г. Костанай. 2014 г.

3.Евразия: диалог культур и поколений г. Алматы. 2011 г.

4.Бондаренко Ю. «Ислам-наме» г. Костанай. 2000 г.

5.Духовно-нравственные ценности народа Казахстана и традиционные религии г.Костанай 2014г.

6.Бельгибаев Г.К. «Формирование этнической толерантности у учащейся молодежи в Республике Казахстан» г. Караганда. 2013 г

7.Интернет ресурсы http://dincentr-krg.kz/katalog/biblioteka/rol_religii_vospitanii_patriotizma-41/

8.Интернет ресурсы http://e-history.kz/ru/contents/view/1332


скачать dle 11.0фильмы бесплатно