Урок физики 7 класс по теме «Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ»

Крайцер Галина Ивановна
Учитель физики и математики
КГУ «Петровская средняя школа»

Цель урока: ознакомление с молекулярным строением веществ

Задачи:

познакомить учащихся с молекулярным строением вещества, составом молекул и атомов;

развивать целостное видение физической картины мира, места и роли в нем человека;

воспитывать интерес к предмету

Ресурсы урока: учебник физики 7 класс

презентация

раздаточный материал: анкета для молекулы,

шарики из пластилина,

палочки 3-4 см заостренные с двух концов

1.Вводно-мотивационный этап

Учитель:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Это стихотворение «Мир электрона», в 1922году написал В.Я. Брюсов

2.Повторение

В окружающем нас мире встречается бесчисленное множество разнообразных физических тел.

Приведите примеры физических тел.

Авторучка , гвоздь, стол, капля воды (Запись на доске)

Из чего же состоят эти тела?

Вещество – железо, дерево, вода(Запись на доске под телами вещества)

Все вы без труда вспомните формулу воды. Н2О. А что это значит?

3.Изучение нового материала

В 5в. До н.эдревнегреческий философ Демокрит (слайд 2) выдвинул идею о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Как развивалась эта идея и какие ученые разделяли ее расскажет ________________ .

Историческая справка (выступление учащегося).(слайд 3)

Откройте тетради и запишите тему урока

«Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ» (слай 1).

Основные положения строения вещества, сформулированные М.В. Ломоносовым запишем в тетрадях(слайд 4 -5).

У нас получилась цепочка: физическое тело – вещество – молекула

Молекула – наименьшая частица данного вещества. Характеризующая его особенность.

Запишите в тетради это утверждение, используя метод арабской грамоты.

Размеры молекулы: во сколько раз яблоко средней величины меньше земного шара, во столько раз молекула меньше яблока. Перед вами лежат учебники. Найдите в тексте точку. Если молекулу увеличить до размеров этой точки, тогда человек вырастит от Земли до Луны, палец вытянется от Москвы до Владивостока.

Представьте 1 мм3. В нем содержится 27000000000000000 = ? молекул. (запишите число в стандартном виде)

Вернемся к формуле воды (схема – слайд 7). Это молекула воды, по рисунку видно, что молекула состоит из частиц

Н – атом водорода, у молекулы воды их 2. О- атом кислорода у молекулы воды он один.

Все молекулы воды одинаковы!

Молекула состоит из атомов, значит они еще меньше. Радиус атома 10-8 см = ?м

В тетради:Молекула состоит из атомов. (слайд 8)

Демокрит считал, что атом неделим, но он ошибался.

Атом состоит из частиц электронов, протонов и нейтронов.(слайд 9 -12)

Атом каждого элемента- самая мельчайшая частица, характеризующая химические свойства этого элемента ( слайд13)

Протоны и нейтроны расположены в центре атома (ядро атома), а вокруг них движутся электроны, образуя электронную оболочку. Радиус ядра 10-13 см =? м.

Радиус атома больше радиуса ядра. Посчитайте во сколько раз? (10-8 : 10 -13= )

Атомные частицы обладают электрическими характеристиками: электрон имеет отрицательный заряд, протон- положительный, а у нейтронов не обнаруживает заряда.

Электроны, протоны и нейтроны образуют атом. В природе 92 вида стабильных атомов (слайд14).

Самый легкий элемент – водород (Н) имеет один протон, вокруг которого вращается один электрон.

Дейтерий – тяжелый водород (D) имеет один протон и один нейтрон,а вокруг них вращается один электрон.

Масса протона и масса нейтрона равны. И каждый из них в 1850 раз тяжелее электрона.

Самый тяжелый элемент – уран (U) – имеет 92 протона , 146 нейтронов, вокруг ядра из протонов и нейтронов вращается 92 электрона.

Физические и химические свойства элементов зависят от количества протонов в их атомах.

Откуда же тогда в мире так много веществ? (слайд 15)

1.Соединение разных атомов и молекул (слайд 16);

2.Различное расположение атомов одного элемента: графит, алмаз, фуллерен (слайд 17).

3.Закрепление (слайд 18)

1.Создание моделей молекул веществ:

воды, кислорода, водорода.

2.Работа в группах (слайд 19)

Заполните « Анкету для молекул»

1.Имя:

2.Назначение в природе:

3.Поразительные качества:

4.Необычные свойства:

5.Место обитания:

3.Обсуждение

4.Домашнее задание (слайд 20)

Прочитать §14,

выполнить упр 5 (1,2 по вариантам),

придумать анкету для атома (из 5-6 пунктов).

(слайд 21)

Морфологическая карта знаний

 

Тема урока

Жизненно необходимая информация

Информация, которая встречается в других дисциплинах

Информация которая нужна для дальнейшего изучения физики, ЕНТ

Информация для общего кругозора

Атомы и молекулы. Молекулярно- кинетическая теория строения веществ

Температура. Свойства воздуха, жидкостей, кристаллов.

Многообразие веществ на Земле.

Биология,

химия, технология, история

Атомная физика. Ядерная физика

ЕНТ

ВОУД

Знания строения веществ позволяют создавать новые вещества с заранее известными свойствами. Например: резина, пластмассы.Объяснение свойств веществ, явлений природы.

 

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно