Разработка урока по физике в 8 классе на тему «Электрическая цепь и ее составные части»

Жолнерчук Любовь Николаевна
Учитель физики и информатики
Фурмановская средняя школа

Тип урока: комбинированный.

Цель:изучить составные части электрической цепи, условные обозначения, применяемые на схемах и научиться собирать простейшие электрические схемы.

Задачи:

Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условные обозначения.

Развивающая - способствовать развитию умения собирать электрические цепи, умению работать с электронным тренажером, изображать схемы электрических цепей.

Воспитательная – способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в группах, парах, способствовать повышению интереса к изучению физики.

 

План урока.

1. Организационный момент момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний. (5 мин.)

3. Изучение нового материала. (15 мин)

4. Закрепление знаний. (10 мин.)

5. Этап первичной проверки знаний. (10 мин.)

6. Домашнее задание. ( 1 мин.)

7. Итог урока. (1мин.)

8. Рефлексия. (1 мин.)

Оборудование: гальванический элемент, лампочка , ключ , соединительные провода, раздаточный материал, ноутбуки, листы самоконтроля, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

1.Настраивает ребят на хорошую работу

Прием «Доброе пожелание»

2.Сообщает учащимся о том, что при выполнении различных заданий учащиеся оценивают свою работу и фиксируют в листе самооценки.

Желают друг другу хорошей работы на уроке.

 

 

Знакомятся с листом самооценки

Актуализация опорных знаний

1.Использует физический диктант для проверки опорных знаний.

 

2.Постановка проблемного вопроса.

Перед вами имеется: батарейка, провода, лампочка. Что необходимо сделать, чтобы лампочка зажглась? Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? Цель урока?

Совместно с учащимися выводит цель урока на экран доски

Самостоятельно выполняют физический диктант в тетрадях с последующей проверкой.

Высказывают свои предположения .

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

1.Напоминает учащимся правила работы с текстом и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Задает вопрос: Назовите самый распространенный источник тока, с которым каждому из вас приходилось сталкиваться в повседневной жизни?

 

3.Демонстрирует отрывок из мультфильма «Батарейка» из серии Почемучка

1.Самостоятельно работают с текстом, используя прием «знаю-незнаю»

2.Работают в группах, используя прием «Постер».

3.Меняют состав групп(прием «вертушка»).

4.Обсуждают новую тему в другом составе.

5.Ответы детей: Батарейка

Закрепление знаний

1.Составление простейшей электрической цепи из имеющегося на столах оборудования.

2.составление цепи, используя электронный тренажер.

3.составление простейшей электрической схемы, используя условные обозначения.

1.-Ваша задача зажечь лампочку, находящуюся у вас на столе.

Направляет учащихся

1.Группой работают с оборудованием.

 

 

 

2.В парах работают с ноутбуками.

 

3.Рисуют схему в тетрадях

Первичная проверка знаний учащихся

1.Демонстрирует слайд, на котором необходимо сопоставить условные обозначения с названиями устройств.

2.демонстрирует слайды со схемами электрических цепей, в которых допущены ошибки.

1.Самостоятельно работают в тетрадях с последующей проверкой.

 

 

2. Отвечают устно

Домашнее задание

Сообщает информацию о домашней работе:

1.выучить условные обозначения

2.прочитать пар.33

3.подготовить сообщение на тему «Электрические цепи вокруг нас»

Записывают в дневник д\з

Итог урока

Используя прием «Свое место» предлагает учащимся распределить имеющееся на столах оборудование по местам.

Распределяют оборудование по коробкам(коробки подписаны: ключ, потребители, источники тока)

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и выразить свое настроение на стикерах(прием «Дерево»)

Оценивают свою работу и прикрепляют стикеры к доске

Приложение1

Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающее устройство

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.

Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.

 

Приложение 2

Физический диктант

  1. Слово «электризация» произошло от слова ________, что в переводе означает «__________»
  2. Существует два рода электрических зарядов:__________ и _________.
  1. Если приблизить два положительно заряженных тела, они ___________.
  2. Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они _____________.
  3. Вещества, которые проводят электрический ток называются __________.

К ним относятся:___________________________________________

6. Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________

К ним относятся:_________________________________________.

7. Прибор для обнаружения зарядов называется_________________.

8. Наименьшая заряженная частица называется ________________.

 

Проверка знаний

  1. Слово «электризация» произошло от слова электрон, что в переводе означает «янтарь»
  2. Существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный.

3.Если приблизить два положительно заряженных тела, они оттолкнутся.

4.Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они

притянутся.

5.Вещества, которые проводят электрический ток называются проводниками. К ним относятся: металлы (алюминий, серебро, медь, железо).

  1. Вещества, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками (изоляторами). К ним относятся: резина, фарфор, пластмасса.
  1. Прибор для обнаружения зарядов называется электроскоп.
  1. Наименьшая заряженная частица называется электрон.

От 18 – 15 баллов – 5

От 14 – 10 баллов – 4

От 9 – 6 баллов – 3

Ниже 6 баллов – 2

скачать dle 11.0фильмы бесплатно